ОСОБЕННОСТИ ЭПИДЕМИОЛОГИИ ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕННЫХ ГЕОГЕЛЬМИНТОЗОВ

01-05-2016

Ascaris lumbricoides и Trichocephalis trichiurus являются одной из наиболее широко распространенных геогельминтозов на земном шаре паразитов человека. Высокий процент инвазированности населения отмечается  в первую очередь в слаборазвитых странах с низким уровнем социально-экономических  показателей.  По данным различных авторов в некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки пораженность населения аскари-дозом и трихоцефалезом доходит до 70% и более [13, 14, 15].

Пораженность населения аскаридозом и трихоцефалезом отмечается и в высоко-развитых странах мира. По данным ВП.Подъяпольской [6] эти геогельминтозы распространены в той или иной степени в зависимости от природно-социальных условий местности, за исключением районов Крайнего Севера и пустынь.

Зависимость распространения геогельминтозов от климатических факторов обусловлено биологическими особенностями возбудителей, так как эмбриональное (яйцевое) развитие геогельминтозов  протекает во внешней среде и только при наличии благоприятных условий температуры и влажности и обязательно при наличии кислорода они развиваются до стадий, способных вызвать заражение человека. Поэтому многие авторы изучали влияние значений различных температур и влажности и их разнообразных сочетаний на  сроки развития или гибели яиц геогельминтов [1, 2, 3].

 Нижним порогом развития яиц аскарид является температура 10-130, верхним – 37-380, при которой яйца полностью погибают. Для яиц власоглава нижним порогом  считают температуру от 11 до 130. По данным Р.Э.Чобанова с соавт., нижним температурным порогом развития яиц аскарид и власоглавов является  120, верхним – 380  [11].

На основе литературных данных В.И.Подъяпольская [6] пришла к заключению, что в умеренном климате яйца аскарид более  способны к перезимовке, чем яйца власоглавов. Это определяет сдвиг границы распространения аскаридоза на север по сравнению с границей распространения трихоцефалеза. Тем не менее, можно предположить, что зимние условия Апшеронского полуострова, где температура редко опускается ниже нуля, одинаково благоприятны для сохранения жизнеспособности яиц аскарид и власоглавов.

Для развития и сохранения жизнеспособности яиц геогельминтов важное значение имеет и влажность окружающей среды. Для яиц власоглавов этот вопрос изучен значительно меньше. Значение экстремального порога влажности почвы, ниже которого яйца аскарид и власоглавов гибнут, имеет большое значение для определения климатических предпосылок той или иной местности для распространения геогельминтозов. Поэтому несомненно, что данный вопрос заслуживает специального изучения.

При благоприятном сочетании климатических условий  внешней среды яйца геогельминтов сохраняют жизнеспособность  продолжительное время. В частности, яйца аскарид выживают и сохраняют инвазионность на протяжении 15 лет [5]. В этом отношении яйца власоглавов изучены менее, но имеющиеся данные свидетельствуют об их значительно меньшей выживаемости. Даже в самых благоприятных условиях, во влажных субтропиках (достаточное увлажнение, мягкая зима, умерено жаркое сухое лето и очень дождливая осень, почвенный покров - желтоземы) продолжительность их выживания в почве не превышала  2-3 лет. Очевидно, в климатических условиях Апшеронского полуострова выживаемость яиц аскарид и власоглавов не продолжительна, так как на протяжении всего лета здесь температура почвы даже на глубине 10 см превышает 380, а осадков практически не выпадает  [9, 10]

Исследователи, изучавшие сроки развития яиц геогельминтов в различных температурных условиях, отмечали зависимость  этих сроков от температуры – чем выше температура (в пределах оптимальных), тем быстрее завершают развитие яйца аскарид. В.И.Гордов, а затем Л.Г.Тимошина использовав формулу Боденгеймера для подсчета суммы тепла, необходимого для завершения развития яиц аскарид, убедительно  показали, что вне зависимости от значения температуры (в пределах от 120 до 370)  в яйцах аскарид формирование личинок заканчивается при сумме тепла, равной 180 градусо-дням, а формирование инвазионной личинки – 300 градусо-дням. В дальнейшем аналогичные исследования были проведены с яйцами власоглавов. Они показали, что инвазионные личинки этого гельминта формируются при сумме  тепла, в среднем равной 345 градусо-дням [цит. по 15].

Более перспективен метод биоклиматограмм, позволяющий оценивать все природные предпосылки, необходимые для распространения  геогельминтозов.  На развитие яиц геогельминтов влияет еще один фактор – тип и состав почвы. Однако имеющиеся по этому вопросу данные  весьма противоречивы и в основном посвящены яйцам аскарид. Наиболее высокая пораженность аскаридозом приурочена к ландшафтам, где преобладают глубоко-подзолистые и дерново-подзолистые почвы. На степень пораженности населения аскаридозом оказывают влияние разновидность  или механический состав почвы, но не ее тип [4, 5, 8].

В связи с протеканием эмбрионального развития возбудителей аскаридоза и трихоцефалеза  во внешней среде при наличии  определенной температуры и влажности заражение населения этими геогельминтозами подвержено сезонным колебаниям. Поэтому изучалось влияние различных условий внешней среды на сроки развития яиц аскарид и власоглавов, на продолжительность их выживания. Особенно широкие исследования проводились с 50-х годов. Эти исследования обобщены в обзорных работах К.И.Скрябина, Н.Н. Шихобаловой , Е.С.Лейкиной [7].

В результате было выяснено, что сроки развития яиц аскарид и власоглавов зависят от комплекса факторов (температуры, влажность, солнечная радиация, тип почвы), которые  различны в  разных климатических условиях. Поэтому сроки развития яиц  и продолжи-тельность их выживания в разных зонах не одинаковы, что в свою очередь, отражается на сроках и продолжительности сезона основного заражения населения. Возникала необходимость изучения сроков развития и выживаемости яиц аскарид и власоглавов  в различных климатических зонах бывшей СССР [6, 7, 8].

Более точным методом определения сезона  заражения, является ежемесячная дегельминтизация населения с целью выявления возраста гельминтов, паразитирующих  в разные сезоны года, учитывая, что период эпидемиологической  инкубации при аскаридозе равен 2,5-3,5 месяцам, при трихоцефалезе – 1-1,5 месяцам, средняя продолжительность  паразитирования аскарид в организме человека не превышает одного года, власоглавов – равна 5 годам и более  [12].

Таким образом, для кругооборота аскаридоза и  трихоцефалеза среди населения, наряду с социальными факторами  решающую роль играют климатические предпосылки конкретной территории. Большое число работ было посвящено выявлению этих  предпо-сылок, т.е. изучению нозогеографии аскаридоза и  трихоцефалеза. На основании обобщения литературных данных авторы пришли к заключению, что распространение аскаридоза и  трихоцефалеза зависит от климатических  условий местности. Наиболее подробно изучено нозогеография аскаридоза. Установлено, что высокая пораженность аскаридозом характерно для зон с наиболее благоприятными для этой инвазии климатическими условиями, причем  в некоторых зонах степень пораженности населения аскаридозом совпадает с условиями увлажненности территории. Было установлено, что при прочих разных условиях поражен-ность аскаридозом значительно выше в населенных пунктах с компактным типом расселения, чем с усадебным типом [11].

Авторы, изучавшие нозогеографию аскаридоза и  трихоцефалеза, также отметили зависимость их распространения от климатических факторов. В нозогеографии аскаридоза и  трихоцефалеза  наблюдается  четко выраженный параллелизм. Интересно, что в местностях, неблагоприятных для их распространения, превалирует пораженность трихоцефалезом. В.П.Подъяпольская [6] объясняет это тем, что при схожести большинства моментов эпидемиологии этих инвазий в биологии их возбудителей имеются большие различия, связанные с  продолжительностью жизни в организме человека (у аскарид она  не превышает одного года, у власоглавов равна 5 годам и более);  поэтому пораженность трихоцефалезом оказывается более стабильной.

Анализ работ, посвященных нозогеографии аскаридоза и трихоцефалеза, показал, что наиболее благоприятными для их распространения являются территории с умеренно теплым и влажным климатом. Однако в указанных работах анализировался только один эпидемиологический показатель - экстенсивность  инвазированности, тогда как не менее важное значение  имеет определение взаимосвязи между природными условиями и интенсивностью инвазии геогельминтами [7, 9, 10].

Все авторы отмечают, что распространение аскаридоза и  трихоцефалеза возможно только при наличии соответствующих социальных условий, обеспечивающих кругооборот инвазии. В частности,  отсутствие этих условий даже в самых благоприятных климатических условиях  может свести пораженность геогельминтозами к очень низким цифрам [1, 4]. В то же время в природных условиях, не благоприятствующих распространению геогельмин-тозов, вмешательство человека может вызвать возникновение очагов.

Эпидемиологический процесс при гельминтозах зависит, во - первых, от биологи-ческих свойств возбудителей и характера его взаимоотношения с организмом хозяина, во-вторых, от природных особенностей местности, в-третьих, от социальных условий. Оценивая удельный вес каждого из названных факторов В.П.Подъяпольская с соавт. [6] выделяют четыре компонента, необходимые для возникновения эпидемического процесса:

1) источник инвазии достаточной мощности;

2) условия, способствующие попаданию инвазионных элементов из источника инвазии во внешнюю среду;

3) климатические и микроклимати-ческие факторы, благоприятствующие сохранению и развитию яиц во внешней среде;

4) наличие населения, восприимчивого к данной инвазии.  По нашему мнению, необходимо выделить еще один компонент, который учитывал бы условия, обеспечивающие попадание инвазионных элементов восприимчивому населению.

Наиболее важным вопросом в эпидемиологии аскаридоза и  трихоцефалеза является изучение путей передачи инвазии. Путь от момента выделения яиц геогельминтов во внешнюю среду со всем разнообразием природных и социально-бытовых условий, способствующих достижению яйцами инвазионной стадии и последующей передаче  их человеку, является сложным процессом. И только при наличии  всех необходимых  условий возможно воспроизводство инвазии  [1, 3].

Как известно, главную роль в накоплении и развитии яиц геогельминтов играет почва, которая в силу различных обстоятельств систематически загрязняется яйцами. Проводившееся многими исследователями изучение степени загрязнения почвы в очагах аскаридоза и трихоцефалеза неизменно выявило ее санитарное неблагополучие, т.е. загрязненность яйцами геогельминтов [5, 15].

Почва, несмотря на сильную загрязненность яйцами аскарид и власоглавов, является промежуточным фактором передачи  и только в исключительных случаях, например, при геофагии у детей, может служить непосредственным источником заражения. Основными же источниками заражения или механическими переносчиками инвазионных элементов служат другие объекты внешней среды, которые  загрязняются яйцами геогельминтов через почву. Таковыми являются зелень, овощи, ягоды, руки населения, загрязненные при контакте с почвой. Сравнительно в меньшей степени возможна передача аскаридоза и трихоцефалеза через другие объекты внешней среды – воду, предметы обихода, деньги и пр. [3, 4, 13]

Среди факторов передачи аскаридоза и  трихоцефалеза выделяются промежуточные и конечные. Промежуточные факторы – это объекты внешней среды, участвующие в распространении заразного начала, но не обеспечивающие попадание возбудителя в организм (почва). Конечные факторы – те, с помощью которых возбудители заносятся в рот (руки, вода, пищевые продукты). По мнению большинства исследователей, почва является  важнейшим промежуточным фактором передачи аскаридоза и  трихоцефалеза, а руки, зелень, овощи, фрукты – важнейшими конечными факторами [8, 9, 11, 14].

Общеизвестно, что заражение человека аскаридами происходит при проглатывании инвазионного яйца, из которого в тонком  кишечнике выходит личинки, после миграции в кровеносной системе организма вновь попадавшая в кишечник и развивающаяся там до половозрелой стадии. При определенных физико-химических условиях и при температуре близкой к температуре кишечника человека (37-390) выход личинок аскарид может происходить и вне организма хозяина, т.е. во внешней среде. Установлено также, что вышедшие во внешней среде личинки аскарид сохраняют свою жизнеспособность от нескольких часов и дней до месяца и более.

Конечной целью изучения эпидемиологии геогельминтозов является выработка научно обоснованных мер борьбы с ними. Борьба с аскаридозом  приобрела широкий размах и стала важной государственной задачей. Проведение планомерной борьбы с геогель-минтозами, в том числе с аскаридозом, способствовало учение основоположника современ-ной гельминтологической науки К.И. Скрябина  [7] о девастации гельминтов.  К этому времени  уже имелся определенный опыт массовой борьбы с аскаридозом.

Необходимо  отметить сложность проведения борьбы с аскаридозом, что в частности, связано с новым повышением уровня пораженности населения после прекращения лечебно-оздоровительной работы. Одной из  причин отсутствия стойкого снижения аскаридоза являлось проведение лечебных мероприятий без учета эпидемиологических особенностей в очагах аскаридоза, начала и продолжительности  сезона заражения, сроков максимальной гибели яиц аскарид во внешней среде. Анализируя состояние борьбы с аскаридозом многие авторы отмечают, что резкому  снижению пораженности населения аскаридозом препятствовал недостаточный объем работ по улучшению санитарного состояния населенных мест [3, 5, 13, 14]. Поэтому была проведена серия опытно-оздоровительных работ, в результате которых на основе изучения особенностей эпидемиологии аскаридоза были разработаны дифференцированные мероприятия  для очагов разного типа. 

Таким образом, в современных условиях особую актуальность приобретает вопросы разработки эффективной и рациональной системы противо-гельминтозных мероприятий с учетом эпидемиологических  особенностей инвазии на конкретных территориях, а также новых организационных форм работы.

 

ƏDƏBİYYAT - ЛИТЕРАТУРАREFERENCES:

1.Артамошин А.С., Ходаева В.И.  Возможности влияния климатических показателей на распространение и интенсивность очагов некоторых гельминтозов человека // Медицинская паразитология и паразитарные болезни, 2008, № 1, с.54-58
2.Белова Е.Г. Бунаков А.В., Самофалова Н.А., Новосильцев Г.И. Методическое обеспечение санитарно-паразитологического контро­ля качества природной и питьевой воды // Медицинская паразитология и паразитарные болезни,  2008,  №4, с.15-17
3.Дункан Мара, Сэнди Кэрнкросс. Руководство по безопасному использованию сточных вод и экскрементов в сельском хозяйстве и аквакультуре. Женева: ВОЗ, 2011, 216 с.
4.Евдокимов В.В. Методические подходы к оптимизации сис­темы паразитологической безопасности среды обитания населения на проблемных территориях инвазии // Здоровье населения и среда обита­ния, 2010, № 2, с.19-21
5.Клеусова Н.А., Проскурякова A.M. Влияние естественных и антропогенных факторов на загрязнение среды г. Читы яйцами токсокар. Чита, 2012, 6с.
6.Подъяпольская В.П., Кебина В.Я. Итоги изучения эпидемиологии гельминтозов. В сб. Вопр.мед. паразитолог., М., 1970, с.72-95
7.Скрябин К.И., Шихобалова Н.Н. Пути развития медицинской гельминтологии. Мед.паразитолог. 1972, №6, с.647-657.
8.Тимошин Д.Г. О сроках и скорости развития яиц. Мед.паразитология., 1967, №3, с.333-339.
9.Халафли Х.Н. Распространенность кишечных паразитов среди детского населения Баку // «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины», Москва,  №4 2014, стр.47-51
10.Халафли Х.Н. Медико-социальная значимость кишечных паразитозов у детского населения Азербайджана // Российский вестник перинатологии и педиатрии, Москва, 2014, №3, стр.112-116
11.Чобанов Р.Э., Агаев И.А., Халафли Х.Н.  Саморегуляция эпидемического процесса при гельминтозах и влияние на нее интенсивных миграционных процессов. Журнал химия, биология, медицина, 2000, №3, с.95-99.
12.Яровой П.И., Зубчук М.П., Токмалаев А.К. Справочник по медицинской гельминтологии. Кишинев; Картя Молдо-веняске, 1999; 288 с.
13.Anderson R. M. May R.M. Infectious Diseases of Humans. Oxford, Oxford University Press, 2008, 234 р.
14.De Silva N., Guyatt H., Bundy D.A.P. Anthelmintics: a comparative review of their clinical pharmacology. Drugs, 2009,  №4, р. 769–788.
15.Warren K.S. Helminthes infection. Disease control priorities in developing countries, Oxford, University Press, 2010, 120р. 


Müəlliflər:
С.Н. Ханбутаева
Ф.Ш. Тагиева

Digər jurnal və qəzetlər